Анкета
учасника І (районного) туру
Всеукраїнського конкурсу «Учитель року- 2014»
у номінації «Учитель початкових класів»
- Прізвище, ім’я та по батькові: Балабанова Тетяна Олексіївна
- Дата і місце народження:22.10. 1957 с.Малоянисоль Володарського району Донецької області
- Повна домашня адреса з поштовим індексом, телефон: вул. Леніна, буд. 106 Володарський район, Донецька обл. 87010; 0676240889, Balabanova@mail.ru
- Паспортні дані (серія, №, ким коли виданий, адреса реєстрації):
- Ідентифікаційний код:
- Які навчальні заклади закінчили, у якому році, спеціальність за дипломом:Бердянський державний педагогічний інститут, 1978, вчитель початкових класів
- Місце роботи (повна назва, адреса, телефон закладу):Малоянисольська ЗОШ ім. В.В.Балабана, с. Малоянисоль, вул. Комсомольська, 92; тел. 82-63-20
- Стаж роботи:35 років
- У тому числі педагогічний:35 років
- Кваліфікаційна категорія: «спеціаліст вищої категорії»
- Звання: не має
- Державні нагороди, відзнаки (обов’язково рік нагородження):
«Відмінник освіти України»,2004
- Класи, в яких викладає:початкові
- Мова викладання: російська
- Проблема (тема) над якою працює: «Повышение качества урока путём развития навыков оптимального чтения»
- Інноваційні форми роботи та технології, що використовуються: технології критичного мислення, інтерактивні технології, здоров’язберігаючі технології, творчі ігри, презентації.
- Навчальна література, якою користується при підготовці до уроку:Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с. , Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: Знание, 1986.- 64с., Резервы обучения чтению : Кн. для учителя / В. Н. Зайцев, 32,[1] с. ил. 20 см, М. Просвещение 1991, «Применение зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко» //Начальная школа№12, 2010г, стр. 89., Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Москва. Издательство Академия педагогических наук РРФСР.- 1961- 658с., Пальченко И.Г. Методика бистрого чтения // Русский язык и литература - 2001. - №4. - С.33-47, Оморокова М.И. Преодоление трудностей : Из опыта обучения чтению. - М.: Просвещение, 2000. - 128 с., ресурси Інтернету
- Ваше педагогічне кредо: Урок есть часть жизни ребенка,
и проживание этой жизни должно совершаться
на уровне высокой общечеловеческой культуры.
- Намалюйте (словесно у формі статті в газету від 3-ої особи) свій педагогічний портрет або свою візитну картку :Она- учитель-фрегат. Ее жизнь – плаванье. Она не представляет себя без парусов (своих учеников) и моря (своей работы). Новые идеи, как свежий ветер, ее вечные попутчики. Ее манят в путь огни маяков Знания, Опыта, Жизни. Фрегат ждут в гавани Школа и рады Его возвращению в гавань Семьи. На ее пути острова Открытий, Удивления, Познания, Успеха. Не обойтись без подводных рифов Огорчения, Неудачи, без встречи с айсбергом Сомнений, но, подхватываемый течением Надежды устремляется дальше в море, к своим Маякам, к берегам Любви и Веры.
Повышение качества урока путем развития навыков оптимального чтения.
Из опыта работы.
С 2012-2013 учебного года работаю над проблемой «Повышение качества урока путем развития навыков оптимального чтения». Научить детей правильному беглому осознанному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Навык чтения имеет общеучебный характер, без него невозможно изучение любого предмета. Без овладения навыком быстрого чтения и умения работать с текстом человек обречен на трудности в освоении любой специальности и развитии творческих способностей. Хорошая скорость чтения важна не только для успешного обучения в школе, но и для общего развития ребенка. В процессе чтения развивается устойчивость внимания, оперативная память, расширяется словарный запас, речь ребенка – все это влияет на умственную работоспособность ребенка.
Умение читать - важнейшее коммуникативное умение. Чтение является
важнейшей информационной технологией, без овладения которой невозможно успешно жить и работать в современном, быстро меняющемся мире.
Исследователи чтения, родители и учителя бьют тревогу по поводу катастрофически низкого интереса детей к чтению. Очень остро стоит вопрос о преемственности формирования навыка чтения между начальной и средней школой. Учителей среднего звена не устраивает техника чтения выпускника начальной школы. Учителя словесности, истории, природоведения жалуются, что пятиклассники, прочитав учебный материал, не могут пересказать его, не говоря уже о более высоких требованиях к освоению учебного материала. «Тот, кто не умеет бегло и сознательно читать, не может успешно овладеть знаниями» - утверждал В.А.Сухомлинский. Он считал, что выпускник начальной школы должен читать не менее 150 слов в минуту. В противном случае наступает «диспропорция между умениями и знаниями»,- пишет он
в своей книге «Сто советов учителю».
Другой известный ученый, кандидат педагогических наук, автор современной технологии «Совершенствование общеучебных умений в начальной школе» В.Н.Зайцев также считает скорость чтения самым важным фактором, влияющим на успеваемость школьников. В своей статье «Оптимальное чтение» он пишет: «По оценкам психологов на успеваемость влияет более двухсот факторов… Опираясь на мнение учителей, мы отобрали более сорока факторов, сильно влияющих на успеваемость, затем ввели их в тесты, анкеты. Протестировали, проанкетировали более двух тысяч учеников – и оказалось, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость самое сильное. Этот фактор – скорость чтения».
Часто приходилось задумываться над такими вопросами: почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста? Почему читают медленно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие задачи, грамматическое правило, а некоторые даже после неоднократного чтения с трудом вычленяют главное? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Из целого ряда причин на первое место следует поставить несовершенство обучения чтению, отсутствие системы работы по формированию читательской деятельности школьников на начальном этапе обучения.
По мнению психологов, большинству детей вполне доступна высокая техника чтения. Но как достичь высоких результатов, как помочь детям?
С этой целью мною изучен ряд известных работ педагогов-новаторов.
Эти работы помогли мне выделить основные причины, которые мешают учащимся овладеть приемами оптимального чтения и выявить основные резервы, которые нужно использовать при обучении чтению. А именно:
а) неправильное дыхание при чтении;
б) плохая артикуляция звуков;
в) плохая память;
г) малое поле зрения;
д) неразвитая антиципация (догадка)
е) неустойчивое внимание;
ж) невысокий интеллект;
з) отсутствие культуры чтения в семье.
Для реализации поставленных целей была разработана система тренировочных упражнений, которые проводятся как обязательный этап каждого урока, и включает в себя пять последовательно выполняемых упражнений
в течение 10-15 минут: дыхательная гимнастика и подготовка голоса,
чтение блоков, отработка дикции, развитие оперативной памяти и поля зрения, интонационная разминка.
Дыхательная гимнастика
В книге М.Р.Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставится умение ровно и глубоко дышать, владеть своим дыханием, умение говорить звонко, громко, но без крика.
Для формирования навыка владения дыханием и голосом я применяю следующие упражнения.
Задуй свечку. Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух.
Сделать глубокий вдох и на выдохе задуть три свечки.
Сделать глубокий вдох и на выдохе задуть пять свечей.
В цветочном магазине. Представьте, вы пришли в цветочный магазин и по-чувствовали восхитительный аромат цветов. Сделать шумный вдох носом
и выдох ртом.
В лифте. Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Сначала «едем» с первого на девятый этаж,
а потом вниз.
ЕЕсли голос устал: шумный выдох, внутренний зевок.
Чтение блоков.
Этот этап направлен на системные тренировки речевого аппарата ре-
бенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами.
Первая таблица формирует навык слитного прочтения двух рядом стоящих букв.
БА БЫ БЕ-Е-Е! ВО! ВЫ-Ы? ГА ДА-А-А! ЖЕ
НА НЫ НО-О-О! МА-МА-А-А! ПА-ПА-А-А!
ЛЮ ЛЯ МИ МУ-У-У! МЫ МЭ-Э-Э БЭ-Э-Э!
ТА ТЕ ТУ ТР-Р-Р! БР-Р-Р! ТСС КШШ ОХ!
ОЙ-ОЙ- ОЙ! ВО-ВО! ГА-ГА-ГА! ДА-ДА-ДА-А!
ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ! ХА- ХА -ХА! АЙ-АЙ-АЙ! ФУ-ФУ!
БУ-БУ-БУ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! МЫ? КО-КО-КО! Я?
С помощью второй таблицы отрабатывается чтение трехбуквенных сочетаний и слов.
АР – МАР - РАМ - МАК –РАК – ТАК – СЯК
УЖ – МУЖ – КОЖ – ЛУЖ – ЛЫЖ – ПЫЖ – ПАЖ
УМ – КУМ – КОМ – КОЛ – КАР – КАМ – КАС – КИС
УС – РУС – СУР – СЫР – СЕР – СЕТ – СОТ – СЫТ
ИР – РИМ – РАМ – МИР – МЭР – МУР – МИР – МАР
Следующую группу блоков составляют буквосочетания нескольких согласных в начале и в конце слова.
БРАК – ВРАГ – ВРЕД – БРЕД – БРОД
ГЛУП – ГРАФ – ГРАЧ – ГРЕК – ГРАД
ГЕРБ – ГОРБ – ГОРН – ГОРД – ГУРТ
КРОТ – КРОТ – КРАБ – КАРП – КАРЛ
КЛИЧ – КЛУБ – КЛЮВ – КЛЮЧ – КЛОП
Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что согласные необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную.
Как дети работают с таблицами? Первичное чтение – «про себя», затем хором всем классом, по рядам, индивидуально.
Отработка дикции.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы следующая: от медленного четкого проговаривания до максимально быстрого, четкого.
Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую.
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
Шли три попа, три Прокопия попа, Прокопьевича
Шли, шли, вдруг перед ними река широка, как Ока, да не Ока.
Или еще одна «разбежка»
Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили
Про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили,
Что у осы не усы, не усищи, а усики, что
Из-под Костромы, из-под Костромищи
Вез Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Развитие оперативной памяти и поля зрения.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работу над ее развитием провожу с помощью зрительных диктантов, составленных И.Т.Федоренко. В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова (8 букв), то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца.
Очень важно диктанты писать ежедневно, не пропуская ни одного дня. На родительском собрании родители были ознакомлены с принципом работы с диктантами. Поэтому пять дней мы работаем в классе, а два дня дети работают дома с родителями. Если дети не запомнили, что писать или не успели прочитать предложение, то работа с этим же набором повторяется на следующий день.
Для развития поля зрения использую таблицы Шульте. За 30 секунд дети должны найти все числа в порядке возрастания. На урок берется одна таблица. Она отрабатывается до тех пор, пока все дети не добьются относительно положительного результата. Важный момент – дети должны отыскивать числа боковым зрением, глядя на середину квадрата.
5 |
14 |
12 |
23 |
2 |
16 |
25 |
7 |
24 |
13 |
11 |
3 |
20 |
4 |
18 |
8 |
10 |
19 |
22 |
6 |
21 |
15 |
9 |
17 |
1 |
Эффективны для развития угла зрения слоговые пирамидки. Ученик смотрит на точку и читает слоги.
М А ТО
М О ТИ ТА
М О У ТУ О ТЫ
М Ы ТЕ ТЯ
Приемы работы по формированию навыков оптимального чтения.
В педагогической литературе я нашла много различных упражнений , которые использую на всех этапах урока чтения, на других уроках, во внеурочное время.
Из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко я применяю метод многократного чтения. После того, как рассказ прочитан и осознан детьми, предлагаю всем одновременно начать читать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый замечает до какого слова он дочитал .Затем следует повторное чтение и снова идет заметка слова. Обычно во второй раз дети читают больше. Это вызывает положительные эмоции. Но более трех раз читать не следует. Лучше на этом отрывке поупражнять артикуляционный аппарат: прочитать его в темпе скороговорки. Далее этот отрывок дети читают выразительно и переходят на незнакомую часть текста. Обычно 1 – 2 строчки еще дети читают в повышенном темпе. Если ежедневно проводить такие упражнения, то чтение ребенка заметно улучшится.
Для развития умения ориентироваться в тексте я использую упражнение «Бросок – засечка». Дети кладут руки на колени и по команде «Бросок» начинают читать текст вслух. По команде «Засечка» они отрывают голову от книги и закрывают глаза. По команде «Бросок» дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить читать вслух. Это упражнение может длиться не более пяти минут.
Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения я применяю на уроках упражнение «Молния». Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме происходит по команде «Молния» и продолжается от 20 секунд до двух минут.
Для увеличения скорости чтения применяю упражнение «Буксир». Более сильный ученик читает текст «про себя» и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Также использую в своей работе упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения.
1) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова.
На рек_ ,в завод_, раскрылись бел__ лилии и желт__ кувшинки. Буйно цветет над вод__ водян__ кашка. Дик_ утка вывела из осоки своих ут_ учит их плавать и ловить мо__. Летят над вод_ бел_ и син__ стреко__, и гудит над цветущей кашкой деловит_ пче__.
И.Соколов-Микитов.
Очень страшная история
Доедая с маслом булку
Братья шли по ______.
Вдруг на них из ______
Пес большой залаял______.
Сказал младший:-Вот напасть.
Хочет он на нас _______.
Что в беду нам не ______,
Псу мы бросим булку в _____.
(закоулка, переулку, гулко, напасть, попасть, пасть)
2) Поиск в тексте смысловых несуразностей.
В одном доме жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева ее очень любили и часто угощали парным молотком. Однажды Мурка решила погулять – подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо , легла и от удовольствия замурлыкала.
Очень хорошие результаты дает жужжащее чтение. Все ученики одновременно читают вслух каждый со своей скоростью. Этот метод применял В.А.Сухомлинский, работая в Павлышской школе. Я на каждом уроке, включая уроки русского языка, природоведения, музыки, рисования, украинского языка,
провожу пятиминутки в режиме жужжащего чтения.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поэтому родителям советую читать дома с ребенком чаще, но небольшими «порциями».
Хорошо, если чтение перед сном войдет в привычку .Это дает хорошие результаты.
Дополнительным стимулом для детей будет ведение читательских дневников. К этой работе подключила родителей. В дневнике отмечается дата, автор произведения, название произведения и странницы. Родители отмечают своей росписью.
Еженедельно делаем замеры скорости чтения и результаты записываем в читательский дневник. Также один раз в месяц результат записываем в классный уголок.
Над проблемой развития навыков оптимального чтения работаю второй год.
О результатах говорить рано. Но родители поддержали меня. Каждый ученик завел папку, которая периодически пополняется учителем новыми видами работ. Это и таблицы Шульте, и анаграммы Эдигея, и скороговорки, и таблицы слогов и слов , и стихи для выразительного чтения. Дети стали активнее на уроках, радуются своим маленьким победам.