Творческий отчёт
Проектная деятельность в начальной школе
Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я понимаю.
(Китайская пословица)
І. Добрый день, дорогие коллеги, гости! Рада приветствовать вас. Очень надеюсь, что непринуждённая атмосфера и доброжелательная атмосфера помогут нам обменяться мнениями о нашей непростой, но в то же время уникальной профессии, поделиться секретами педагогического мастерства.
Уважаемые коллеги, я приглашаю вас к совместной работе. Каждый из вас чего – то ждёт от сегодняшней встречи. Попрошу вас записать свои ожидания на листочки и прикрепить на доске. Спасибо. Надеюсь, что общение вдохновит нас на новые начинания, поможет осуществить творческие замыслы и реализовать намеченные проекты.
ІІ. Педагогика – это не только работа, но и искусство. Именно учитель закладывает основу творческой детской деятельности. Но педагог не может успешно учить кого – то, если одновременно не совершенствуется сам. А теперь немного о себе:
Притча
Однажды осёл фермера провалился в колодец. Пока фермер думал, как ему поступить, животное часами издавало жалобные звуки. Наконец фермер принял решение, он посчитал, что осёл уже старый, а колодец нужно было закрывать в любом случае. Просто не стоило тратить тех усилий ради того, чтобы вытаскивать старого осла. Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись копать и забрасывать землю в колодец.
Осел сразу же понял, к чему идет дело, и начал издавать страшный визг. Затем к всеобщему удивлению он притих. После нескольких бросков земли фермер решил проверить и посмотреть как там внизу. Он был изумлен от того, что он увидел там. С каждым куском земли, падавшим на его спину, ослик проделывал что-то совершенно невероятное. Он встряхивался и становился поверх сброшенной земли.
Пока соседи фермера продолжали забрасывать землю в колодец, каждый раз животное встряхивалось и становилось поверх насыпанной земли. Очень скоро все удивились, потому что увидели, как ослик поднялся наверх, перепрыгнул через край колодца и умчался вперед как угорелый.
В жизни вам будет встречаться много всякой грязи, и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, встряхнись и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца
Каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода на ручье
Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого, самого глубокого колодца.
Встряхнись и поднимайся наверх.
Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:
1. Освободи своё сердце от ненависти – прости.
- Освободи свое сердце от волнений - большинство из них не сбываются
- Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.
- Отдавай больше.
- Ожидай меньше
ІІІ. Мы все прекрасно знаем, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые, успешные люди, готовые к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
Желание повернуть педагогический процесс лицом к ребенку привело к гуманизации процесса обучения, личностно – развивающему обучению, а одной из основных задач реформирования системы образования стала задача разработки и широкого внедрения в практику школы новых педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы учащихся.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватной современной парадигме образования является использование одной из близких мне технологии проектной деятельности.
Метод « Куст ассоциаций». Проектная деятельность – это…
С чем у вас ассоциируется данное понятие?
Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Вот поэтому я использую в обучении в начальных классах метод проектов.
Метод « Ассоциативный цветок». Определение личностного видения понятия «проект». Записать на лепестках определение или ассоциации.
Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Калейдоскоп собственных проектов
Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.
Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). На различных уроках и самостоятельно дома или во внеклассной работе выполняются задания, предложенные учителем или придуманные самими учениками. Это могут быть и наблюдения за окружающим миром, и рисование увиденного, и составление рассказов, На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы.
Итогом проектной работы могут быть рукописные книги с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями, выполненные для учеников младших классов, презентации. В них собирается весь материал, отобранный учениками. В дальнейшем эта книга будет дополняться работами других учеников.
V. Выводы:
Опыт показывает, что самостоятельное овладение учащимися начальной школы проектной деятельностью невозможно. Важная роль на всех этапах работы отводится учителю, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, а с другой – является его полноправным участником.
Как известно, возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить несколько направлений деятельности. В связи с этим, значимость метода проектов в начальной школе в том, что маленький конкретный проект младшего школьника может выступать частью целого, из которого складывается общая картина
Метод «Займи позицию» (да - нет)
- Всегда ли вас в работе с учащимися удовлетворяют известные вам образовательные технологии?
- Будете ли вы в дальнейшей своей работе использовать проектные технологии?
- Полезна ли для вас была наша сегодняшняя встреча?
Жизнь продолжается. Завтра снова войду в класс. Я – режиссёр, который не знает, что и как сыграют его актёры. Но одно я знаю точно: « Я буду играть честно и справедливо, отдавая детям своё сердце и разум».