Открытый урок « Я и Украина » 3 класс
Татар Оксана Викторовна, учитель начальных классов
Тема. О дружбе
Цель: закреплять знания учащихся о дружбе формировать такие качества, как умение дружить, беречь дружбу; развивать умение рассуждать; воспитывать уважение к окружающим, готовность прийти в трудную минуту на помощь.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование:
Ø Мультимедиа проектор;
Ø Экран;
Ø Компьютер;
Ø Доска;
Ø Карточки.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
ІІ. Сообщение темы и задач урока
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о дружб. (слайд №2) В начале ноября мы с вами, ребята, начали проект о дружбе, провели большую работу:
- подружились;
- разучивали стихи и песни о дружбе;
- писали мини – сочинения на тему «Мой друг»;
- составили книгу о дружбе.
- объединились в дружные семейки и выполняли различные поручения.
- Давайте в течение нашего урока подведем итог нашей работе, выясним насколько успели подружиться ребята нашего класса, что узнали о дружбе.
- Закрепление и осмысление знаний
Работа над сказкой
Нашу встречу я бы хочу начать со сказки. (слайд № 3-4)
(Звучит музыка, рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучи музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
Какое прекрасное слово – “дружба”! (Слайд №5). Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
Мозговой штурм. Работа над понятием «дружба» .
Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?» (Слайд № 6-7).
После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?». Слайд №8)
Работа над понятием «настоящий друг» . (Слайд №9)
- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему вычеркнули слова «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
Игра «Волшебная рука»
Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.
- А после урока свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.
Неоконченное предложение: « Друг это тот, кто …»(Слайд №10)
(ответы детей)
принимает тебя таким, каким ты есть.
делится новостями.
может сказать другу то, что думает.
помогает в случае нужды.
Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю немного отдохнуть и спеть нашу любимую песню «Дружба» группы «Барбарики». ( Слайд №11)
(клип на песню «Дружба» группы «Барбарики»)
Займи позицию Нужна ли дружба в классе? (Слайд №12)
Учитель: Друг у человека может быть один - самый близкий, которому доверяешь свои тайны, делишься проблемами, для своих одноклассников, вы должны стать товарищами. Мы должны заступаться за каждого, обязательно выручать из беды, как многие сказочные персонажи в своих сказках выручают друг друга.
Учитель: Следующее задание, которое выполняла каждая семейка, это инсценирование. (Слайд №13)
1 семейка - «ПОСТУПОК ДРУГА»
Однажды к учителю пришёл человек, который был расстроен тем, что его друг начал его избегать. Он спросил:
– Учитель, мой друг меня избегает, я думаю, что ему наскучило моё общество. Как мне поступить?
– А ты считаешь себя до сих пор его другом? – спросил учитель.
– Конечно, – ответил мужчина.
– Тогда подойти к нему и спроси прямо о причине его поведения, – посоветовал мудрец, – и если увидишь в его словах или глазах, что ты действительно ему наскучил, то лучшее, что ты можешь сделать как друг – освободить его от необходимости избегать тебя, – уйти первым и не искать с ним встреч.
– А если он захочет вернуться, что лучшее, как друг, смогу я сделать?
– Не держать обиды, – сказал учитель.
2 семейка - НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
– Мама, что это за птицы? – спросил он.
– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
– Ай-ай, они украли у нас еду!
– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
3 семейка - басня «Молния и Солнце»
Автор. Спросила молния у солнца:
Молния. Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?
Солнце. Они любят тепло и ласку.
Молния. От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает!
Солнце. Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед.
Вопросы для обсуждения:
-Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?
Вывод: Не делай зла, будь добрым.
4 семейка - притча «Друзья»
Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне:
«Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.
Вывод: помни только добро.
Работа над пословицами
- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На доске написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину. (слайд №14)
· Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
· Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
· Один за всех …… /и все за одного/.
- Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Какие ещё вы знаете пословицы о дружбе?
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Друг познается в беде.
Друга иметь – себя не жалеть;
Друг за друга держаться – ничего не бояться
Друг познается в беде.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Лучше честный враг, чем коварный друг.
Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
Друг верен, во всем измерен.
Друг познается при рати да при беде.
Друг- ценный клад, недругу никто не рад.
Друга иметь – себя не жалеть.
Друга на деньги не купишь.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Дружный табун волков не боится.
Творческая работа «Дерево дружбы». (слайд №15)
Рисунок «Дерево дружбы»
Раздать детям листочки с изображением дерева без корней. Попросить каждого раскрасить свое дерево и нарисовать у этого дерева столько корней, сколько друзей он имеет.
Обсудить с детьми, как чувствует себя дерево, если у него мало корней.
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила). (слайд №16)
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ
1. Не обзывай и не унижай своего друга.
2. Помогай другу в беде.
3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
4. Не предавай своего друга.
5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
6. Будь внимателен к своему другу.
7. Умей уступать своему другу.
Тест. (Ответ показать сигнальными карточками: красный – «да», желтый – «нет»).
Какие правила ты должен соблюдать в общении со сверстниками?
· По возможности оказывать помощь в беде. ¨
· Ничем не делиться со сверстниками, так как все нужно самому. ¨
· Помогать сверстникам в учёбе. ¨
· В спорах и в ссоре ни в чём не уступать
своим товарищам. ¨
· Стараться защищать девочек от обидчиков. ¨
· Не играть, не общаться с более слабыми. ¨
- Подведение итогов (рефлексия)
- Закончи предложение (слайд №17)
Я желаю тебе, друг, …..
- Выскажи своё мнение(слайд №18)
• Что для меня было сегодня самым интересным…
• Что важного для себя я открыл сегодня…
• Я могу похвалить себя и своих одноклассников за…
Конец урока (слайд №19-21)
- Наш сегодняшний урок о дружбе закончен, но хочется верить, что история вашей дружбы только начинается!
Использованная литература:
1. Бушелёва Б.П. «Поговорим о воспитанности» 1989 г.
2. «Русские пословицы и поговорки» / под редакцией В. Аникина 1988 г.
3. Романюта В.Н. «Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей
- Иллюстрации и материалы взяты из сети Интернет