Гедё Анна Владимировна – доктор исторических наук, профессор кафедры историографии, источниковедения, археологии и методики преподавания истории Донецкого национального университета.
Согласитесь, человек – существо удивительное: постоянно торопит время, спешит жить. Именно так пролетели все 10 школьных лет – быстро и практически незаметно. Они уже частично стерлись из памяти под давлением вытесняющих все студенческих дел, проблем взрослой, самостоятельной жизни и моментально меняющихся условий глобального мира. Но вот, что не забудется никогда – это трепетное отношение учителей к своим предметам, их искреннее желание вырастить достойных уважения людей, а также любовь классного руководителя, которая до сих пор дает силы на свободный полет окрепших в гнезде птенцов.
Нашей первой учительницей была Конько Валентина Георгиевна. С первых дней она приучала нас вырабатывать своё собственное мнение, приучала самих оценивать и хорошие поступки, и плохие. "Как вы считаете? Почему именно так?"- это постоянное обращение считала важным, чтобы, выйдя из школы в самостоятельную жизнь, мы не оглядывались на каждом шагу, ожидая подсказки взрослых. В ребячьих наших делах она не спешила быть судьёй. До 4 класса учились мы в старой школе. И, как только начиналась перемена, все выбегали в коридор, чтобы согреться у плиты, и с детской обидой и как некоторое незаслуженное наказание воспринимали наше обучение в этой школе, т.к. обучались в ней только два наших параллельных класса, поэтому с нетерпеньем ждали окончания 3 класса, чтобы перейти в огромную, уютную так называемую «большую школу». Незабываемыми были посещения наших уроков директором школы Балабаном Василием Васильевичем, который старался пообщаться с каждым из нас и несмотря на всегда присутствующую строгость, уже позже понимаешь сколько же в его глазах было доброты.
И вот мы перешли в среднее звено. Взяла нас под крылышко прекрасный человек Галалу Валентина Ивановна. С нею мы взрослели, преодолевали беды и тревоги, радовались успехам. Немало заботы, терпения пришлось ей проявить, чтобы узнать каждого из нас. Вместе мы проводили классные вечера, воспитательные часы, ездили в города на экскурсии. Хлопот мы ей доставляли немало. И до сих пор на встречах выпускников мы вспоминаем о ней тепло и сердечно. Несколько раз встречались с ней, и всегда воспоминаниям нет конца. И как же трогательно из ее уст звучит: «Мой 10-А».
Вспоминаются периодически возникающие в среде школьных друзей вопросы: «Зачем мне запоминать 8 сентября 1380 года как дату Куликовской битвы?» или «Разве понадобятся мне в жизни формулы E=mc2 и H2SO4?» Поверьте: еще как понадобятся! Причем тогда, когда меньше всего этого ждешь – на лекции в вузе или на собеседовании при приеме на работу.
А задушевные разговоры с мудрыми преподавателями, которые от всей души желали поделиться своим богатым опытом с подрастающим поколением? Это и есть те самые уроки жизни, которые в школе преподносятся буквально на блюдечке с голубой каемочкой! Тогда же для нас слушать их было, как минимум, забавно (да и очередной экскурс в глубины человеческого бытия через призму взгляда учителя неминуемо вело к приближающейся трели звонка). Это было время, в котором мы встретились с замечательными людьми, которые своим внутренним светом могли зажечь новые мысли, новые идеи в своих учениках, которые формировали наше первоевидение Большой Земли. Именно такими Учителями были учитель алгебры и геометрии Черкез Любовь Ивановна, научившая нас не только считать в уме и видеть решение уже в исходных данных, но и решать непривычные задачи, учитель химии Чебаненко Тамара Александровна. Глядя на них задавался вопросом, где же можно получить такие систематизированные знания. И именно от Любовь Ивановны и Тамары Александровны я узнала о Донецком государственном университете, поступление в который казалось неосуществимой мечтой.
Незабываемыми были уроки физики у Антонова Виктора Андреевича. Ведь это он, помимо того, что научил нас выпытывать суть вещей, научил ещё и делиться знаниями, последовательно излагать любой вопрос. Только он мог, на втором из сдвоенных уроков, вдруг сказать неожиданно: "Закон Ома, конечно, увлекателен, но меня в последнее время очень заинтересовал Льюис Кэролл" - и рассказывать нам про Алису, поэзию Высоцкого или историю рок-музыки.
В 8 классе у нас начал читать абсолютно казалось бы непонятный предмет «Обществоведение» Балабан Василий Васильевич и вот тогда мы узнали, что такое требовательность учителя. Казалось к его единственному уроку один раз в неделю некоторые из нас готовились все оставшиеся дни. А каким же счастьем было услышать от него скупую, оценку длительных, мучительных часов штудирования и заучивания наизусть произведений
В.И. Ленина, бесконечных формулировок: «Садись, молодца». Этот человек заставлял нас думать, правильно выражать свои мысли, понимать, что в многочисленных формулировках нет ни одного лишнего слова, выявлять причинно-следственные связи, что ой как пригодилось потом в студенческие годы и дальнейшей научной работе.
Большое спасибо хочется сказать Шаблинской Галине Николаевне - учителю русского языка и литературы, абсолютно влюблённой в свой предмет, дающей знания в родной речи и увлекательно ведущей за собой на светский бал к Наташе Ростовой и вместе с нами сопереживающей безответному чувству Анны Карениной, и в то же время превосходнейшему психологу и организатору.Ведь только она могла самозабвенно рассказывать нам о Плюшкине и урок пролетал за одно мгновение. Именно на ее уроках мы узнали, что для учителя не бывает рядовых уроков. До сих пор незабываемы ее прочтения стихов С. Есенина, особенно «Письма к женщине», отрывков из романов Л. Толстого, Ф. Достоевского, где каждое слово наполнялось каким-то удивительным, неповторимым смыслом, на который ты, читая произведения этих великих авторов, не обращал внимания. Абсолютно революционным было в наше время обращение Галины Николаевны к поэзии В. Высоцкого, еще раз подтвердив, что для настоящего, думающего учителя не существует шаблонов в виде программ, она всегда была в курсе всех литературных новинок, и обращала на них наше внимание. А какие интересные вечера готовила Галина Николаевна к юбилеям великих писателей. И никто из учеников не мог отказаться выучить лирическое стихотворение или приготовить доклад.Ей всегда было мало времени на уроках, поэтому появлялись «Литературный клуб», каждое заседаниекоторого превращалось в незабываемое зрелище. А сколько трудов нужно было приложить, чтобы получить «5» за сочинение у Галины Николаевны, которая перед началом написания всегда нам напоминала: «Мне не нужны переписанные шаблоны, мне нужны ваши мысли, ваши оценки, вы должны провести это произведение или героя через свое сердце».
Учителя Малоянисольской средней школы… Они не только научили нас трудиться. Они научили испытывать радость от труда, счастье от усилий и стыд от безделья.
Мы теперь старше, чем они тогда. И трудимся не меньше. Зерна учительской надежды проросли в наших душах, но школьный учитель не видит плодов. Какими словами нам теперь поблагодарить их? Как дать знать, что труд не пропал, что надежды оправдались? Уже никак. Остается только учить своих студентов и собственных детей...
И надеяться.
Свой родной школе в дни ее юбилея я хочу пожелать возвращения той славы, когда выпускники Малоянисольской средней школы становились призерами областных и республиканских предметных олимпиад, а нынешним ученикам, чтобы полученные в родных стенах знания позволяли без проблем становиться студентами самых престижных вузов.