Вівторок, 16.04.2024, 12:23
Приветствую Вас Гість | RSS

КЗ "Малоянисольська ЗОШ I-III ступенів імені В.В. Балабана"

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Дружба – чудесное слово

Открытый урок  « Я и Украина »  3 класс

Татар Оксана Викторовна, учитель начальных классов

 

Тема. О дружбе

 

Цель: закреплять знания учащихся о дружбе формировать такие качества, как умение дружить, беречь дружбу; развивать умение рассуждать; воспитывать уваже­ние к окружающим, готовность прийти в трудную минуту на помощь.

 

Тип урока: урок закрепления знаний.

Оборудование:

Ø Мультимедиа проектор;

Ø Экран;

Ø Компьютер;

Ø Доска;

Ø Карточки.

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

 

ІІ. Сообщение темы и задач урока

        Сегодня на уроке мы продолжим разговор о дружб. (слайд №2) В начале ноября мы с вами, ребята, начали  проект о дружбе, провели большую  работу:

  •  подружились;
  • разучивали стихи и песни о дружбе;
  • писали мини – сочинения на тему «Мой  друг»;
  • составили книгу о дружбе.
  • объединились в дружные семейки и выполняли различные поручения.                                        
  • Давайте в течение нашего урока подведем итог нашей работе, выясним насколько успели подружиться ребята нашего класса, что узнали о дружбе.

 

  1. Закрепление и осмысление знаний

  Работа над сказкой

Нашу встречу я бы хочу начать со сказки. (слайд № 3-4)

(Звучит музыка, рассказывается сказка.)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучи музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).

Какое прекрасное слово – “дружба”! (Слайд №5). Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.

- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.

 

Мозговой штурм. Работа над понятием «дружба» .

 

Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?» (Слайд № 6-7).

После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?». Слайд №8)

 

Работа над понятием «настоящий друг» . (Слайд №9)

 

- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.

(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

 - Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему вычеркнули слова «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?

 

Игра «Волшебная рука»

Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.

- А после урока свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.

 

Неоконченное предложение: « Друг это тот, кто …»(Слайд №10)

(ответы детей)   

 

  • *       

*    принимает тебя таким, каким ты есть.

*     делится новостями. 

*     может сказать другу то, что думает.  

*    помогает в случае нужды. 

  • *   
  • *   
  • *   
  • *   

Учитель:   А сейчас, ребята, я предлагаю немного отдохнуть и  спеть нашу любимую песню «Дружба» группы «Барбарики». ( Слайд №11)

(клип на песню «Дружба» группы «Барбарики»)

Займи позицию Нужна ли дружба в классе? (Слайд №12)

Учитель:    Друг у человека может быть один - самый близкий, которому доверяешь свои тайны, делишься проблемами, для своих одноклассников, вы должны стать товарищами. Мы должны заступаться за каждого, обязательно выручать из беды, как многие сказочные персонажи в своих сказках выручают друг друга.

Учитель: Следующее задание, которое выполняла каждая семейка, это инсценирование. (Слайд №13)

         1 семейка - «ПОСТУПОК ДРУГА»

Однажды к учителю пришёл человек, который был расстроен тем, что его друг начал его избегать. Он спросил:

– Учитель, мой друг меня избегает, я думаю, что ему наскучило моё общество. Как мне поступить?

– А ты считаешь себя до сих пор его другом? – спросил учитель.

– Конечно, – ответил мужчина.

– Тогда подойти к нему и спроси прямо о причине его поведения, – посоветовал мудрец, – и если увидишь в его словах или глазах, что ты действительно ему наскучил, то лучшее, что ты можешь сделать как друг – освободить его от необходимости избегать тебя, – уйти первым и не искать с ним встреч.

– А если он захочет вернуться, что лучшее, как друг, смогу я сделать?

– Не держать обиды, – сказал учитель.

2 семейка - НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

3 семейка - басня «Молния и Солнце»

Автор. Спросила молния у солнца:

Молния. Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я      тоже очень яркая?

Солнце. Они любят тепло и ласку.

Молния. От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает!

Солнце.      Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед.

Вопросы для обсуждения:

         -Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

Вывод:  Не делай зла, будь добрым.

4 семейка - притча «Друзья»

Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечи­ну другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне:

«Сегодня мой самый лучший друг спас  мне жизнь».

Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на пе­ске, а теперь ты пишешь на камне. Поче­му?

Друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы долж­ны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо де­лает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы ника­кой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.

Вывод:   помни только добро.

Работа над пословицами

- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.

Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На доске  написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину. (слайд №14)

 

·              Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

·              Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

·              Один за всех …… /и все за одного/.

  • Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

 

Какие ещё вы знаете пословицы о дружбе?

 

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Друг познается в беде.

 Друга иметь – себя не жалеть;

Друг за друга держаться – ничего не бояться

Друг познается в беде.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Лучше честный враг, чем коварный друг.

Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

 Друг верен, во всем измерен.

 Друг познается при рати да при беде.

 Друг- ценный клад, недругу никто не рад.

 Друга иметь – себя не жалеть.

Друга на деньги не купишь.

 Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.

Дружный табун волков не боится.

 

Творческая работа «Дерево дружбы». (слайд №15)

Рисунок «Дерево дружбы»

Раздать детям листочки с изображением дерева без корней. По­просить каждого раскрасить свое дерево и нарисовать у этого дерева столько корней, сколько друзей он имеет.

Обсудить с детьми, как чувствует себя дерево, если у него мало корней.

 

 

 

- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?

- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.

Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.

- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила). (слайд №16)

ПРАВИЛА  ДРУЖБЫ

1.     Не обзывай и не унижай своего друга.

2.     Помогай другу в беде.

3.     Не обманывай друга, будь с ним честен.

4.     Не предавай своего друга.

5.     Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

6.     Будь внимателен к своему другу.

7.     Умей уступать своему другу.

Тест. (Ответ показать сигнальными карточками: красный – «да», желтый – «нет»).

 

Какие правила ты должен соблюдать в общении со сверстниками?

·     По возможности оказывать помощь в беде.          ¨

·     Ничем не делиться со сверстниками,                         так как все нужно самому.                                   ¨

·     Помогать сверстникам  в учёбе.                           ¨

·     В спорах и в ссоре ни в чём не уступать

своим товарищам.                                                ¨

·     Стараться защищать девочек от обидчиков.        ¨

·     Не играть, не общаться с более слабыми.            ¨

 

 

  1. Подведение итогов (рефлексия)

 

  1.  Закончи предложение (слайд №17)

Я желаю тебе, друг, …..

  1. Выскажи своё мнение(слайд №18)

•          Что для меня было сегодня самым интересным…

•         Что важного для себя я открыл сегодня…

•         Я могу похвалить себя и своих одноклассников за…

 

Конец урока (слайд №19-21)

 

- Наш сегодняшний урок  о дружбе закончен, но хочется верить, что история вашей дружбы только начинается!

 

 Использованная литература:

1.    Бушелёва Б.П. «Поговорим о воспитанности» 1989 г.

2.    «Русские пословицы и поговорки» / под редакцией В. Аникина 1988 г.

3.    Романюта В.Н. «Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей

  1. Иллюстрации и материалы взяты  из сети Интернет 
Поиск
Внимание!

Національна дитяча гаряча лінія

Календарь
«  Квітень 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
uCoz